Аннотации на фильмы Вячеслава Тихонова


1. "МОСТ", док. кинофильм, 10мин, ч/б, 35 мм.,
Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий (совместно с сибирским писателем А. Братом), режиссура, монтаж.1988.

Первопроходцы, подвижники - суть мосты, соединяющие Время:
от прошлого его к будущему. Фильм и рассказывает нам о таком человеке,- о Николае Михайловиче Тихомирове, русском дворянине, инженере-строителе; основателе сибирского города Новосибирска - самого крупного мегаполиса за Уралом. Картина повествует о жизни и профессиональном подвиге этого первопроходца, о том, как дела его и самое имя были забыты людьми, для которых он строил город, и затем заново покаянно ими открыты.
Сюжет фильма следующий. Сто лет назад, во время прокладки Великого Транссибирского железнодорожного пути, посреди тайги, под талантливым и самоотверженным инженерным руководством Тихомирова, русские люди в кратчайшие сроки построили через полноводную сибирскую реку Обь уникальный железнодорожный мост. Тем самым они сомкнули Транссибирскую магистраль и открыли по ней движение. Это событие дало жизнь новому городу, и всего за сто лет крошечный посёлок мостостроителей разросся в третий по площади в России населённый пункт. Мостостроитель Тихомиров на месте будущего города посроил и первое каменное здание : собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Новосибирск, благодаря удачному географическому расположению, беспристанно и стремительно рос, перестраивался и обновлялся. И вскоре собор вовсе стушевался среди других каменных построек, а рядом с первоначальным мостом - через реку встали его стальные младшие братья. Вот так, в этом неустанном, бурном потоке жизни, горожане в чреде своих повседневных забот как-то и позабыли подлинного основателя и первостроителя города.
Но здание собора, и мост, к счастью, уцелели. Только рядом со старым мостом, по его каменным быкам лёг новый мост, и вместе с этим новым мостом старый по-прежнему соединял два берега. Однако в тончайшей материи Времени образовался и зиял недопустимый разрыв: ушла память о первопроходце, о подвижнике. Это по всей видимости грозило горожанам будущими и им неведомыми невзгодами. И вот однажды, во время земляных работ при прокладке
телефонного кабеля, неподалёку от собора, рабочие вдруг наткнулись на свод кирпичного склепа. На гробе неизвестного горожанам человека лежали скрещеннные клинок и ножны гражданской шпаги. Архивисты перетрясли архивы, проделали немалую работу, и , к удивлению своему, установили имя погребённого: Николай Михайлович Тихомиров. строитель моста и храма, основатель города.


2. "КАНТАТА", док. кинофильм, 10 мин., ч/б, 35мм, Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий, режиссура, монтаж. 1988.
Уходя из жизни, творец, то есть поднявшийся в своём искусстве до высоты первопроходца человек, оставляет после себя произведения -
эти отчаянные свои послания Любви к людям. Они, как зёрна, вновь и вновь прорастают в человеческих душах, связуют их Любовью, связуют Любовью прошедшее и будущее.
Сюжетно - фильм о детском хоровом коллективе одного из дворцов культуры города Новосибирска. Под руководством своего художественного руководителя хор репетирует переложенное для хорового исполнения призведение лидера знаменитой ливерпульской четвёрки Джона Леннона, трагически погибшего от рук тщеславного убийцы. Пройдя вместе с знаменитым ансамблем путь от безвестности до славы одной из самых ярчайших в мире звезд музыкальной сцены, он, постигая своё искусство, вырос из ставших тесными ему рамок популярной развлекательной музыки, усложнился душою, и создал ряд подлинно новаторских произведений, по глубине своей возвышающихся до уровня мировой классики. И созданная творцом музыка прорастает на наших глазах в душах репетирующих, объединяет соборным переживанием сначала их , а затем как бы уже отрывается от них и, преодолевая смерть, уходит на улицы города, к людям, соединяя их сердца и души, уходит непрерывной кантиленой связи из прошлого в будущее.


3. "СПАСИ И СОХРАНИ", док. кинофильм, 10 мин., ч/б, 35мм, Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий (совместно с кинооператором А. Долгиным ), режиссура, монтаж. 1989.
Фильм о враче скорой помощи и художнике международной федерации фотоискусства, участнике 300 международных фотовыставок Андрее Лашкове, спасающего и самого человека и спасающего и сохраняющего для будущего красоту мира его окружающего.

4. "КРАСАВИЦА -88", док. кинофильм, 10 мин., ч/б, 35мм, Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий (совместно с кинооператором А. Долгиным ), режиссура, монтаж. 1989.
Фильм - наблюдение. Рассказывает о конкурсе красоты "Сибирская красавица -1988". Конкурсантки в гримёрных, на подиуме, зрители, члены жюри. Их эмоции, перипетии специфического поединка, зачастую забавные детали присходящего.


5. "ТРЕВОЖНАЯ ПАМЯТЬ ЗАБВЕНИЯ", док. кинофильм, 20 мин., ч/б, 35мм, Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий (совместно с К. Колпаковой), режиссура, монтаж. 1989.
Фильм - о давно, казалось бы, прошедшей войне. Но и спустя несколько десятилетий она опаляет мирную жизнь русских людей, властно вторгается в спокойную жизнь советского народа. Всё ещё находят и находят скорбные останки незахороненных солдат той Великой войны за своё Отечество, тех, кто отдал Родине самое ценное, что у них было - собственную жизнь. И люди помнят их, преклоняют колени перед их безымянным подвигом, стараются увековечить саму память о них. Торжественное погребение героев. Воинский салют павшим. Ветераны Отечественной вспоминают огненные годы, своих товарищей не вернувшихся с той войны. Рассказывают о малоизвестных эпизодах тех лет, наполненных высочайшим трагизмом и просветлённостью подвига русского солдата.


6. "КОЛЫБЕЛЬНАЯ", док. кинофильм, 10 мин., ч/б, 35мм, Западно - Сибирская студия кинохроники. Сценарий, режиссура, монтаж. 1990
Фильм - о болезненной для большинства советских людей смене ключа жизни народа в годы т.н. "перестройки". Алчность и погоня  за чистоганом наиболее циничных и ретивых в этом отношении наших граждан ударила в первую очередь по самым слабым - по детям. Герой фильма - молодой человек, работающий "нянем", воспитателем в младшей группе детского сада. У него совсем маленькая зарплата, на которую в условиях "перестройки" нелегко прожить. Но он, сжав зубы и не выказывая уныния, продолжает подвижнически делать своё дело, потому что считает своим долгом уберечь для будущего страны эти чистые души детей - само будущее Родины, пытается не дать измарать их грязью, искалечить пошлостью и мерзостью.


7. Ряд киножурналов "СИБИРЬ НА ЭКРАНЕ" 1987-1989г.г., Западно - Сибирская студия кинохроники. Автор сюжетов, режиссёр, монтажёр.



8. "СИБИРЬ.СТАНКИ.КАЧЕСТВО", док. кинофильм, 10 мин., цвет, 35мм, ТО "Старая мельница". Сценарий, режиссура, монтаж. 1990
Фильм - о коллективе Новосибирского завода им. ХХI партсъезда. Каждодневная жизнь предприятия: кабинет директора, цеха, конструкторское бюро,. Рабочие в свободное от работы время. Несмотря на тяжёлые условия разрыва производственных связей со смежными предприятиями союзных республик СССР, коллектив стоически удерживает самое высокое качество выпускаемой продукции, находит нетривиальные способы выхода из создавшейся трудной ситуации.

9. "ВЫЗОВ ФАВОРИТАМ", док. кинофильм, 10 мин., цвет, 35 мм, киностудия "Новое кино Сибири", Режиссура, монтаж. 1991.
Фильм о сибирском биатлоне. Тренеры, спортсмены, их тренировки, соревнования. Чемпион и Легенда мирового биатлона - новосибирец Александр Тихонов.


10. "ВОЗВРАЩЕНИЕ", полнометр. художественный кинофильм,74 мин.,цвет, 35мм, учебная киностудия ВГИК. 1993.
Фильм о человеке, который прожив какое-то время на белом свете и внешне, казалось бы, преуспев в жизни, внутренне приходит к полному разочарованию и в себе и в людях, громко говоря - во всём роде человеческом. Он устал от бесконечной драки людей ради своей корысти, ради обретения жизненных удобств только для себя, ради исключительно своего эгоизма. И в этой связи ему кажется, что он совершенно утратил всякую способность любви по отношению к ближнему своему. На месте её он обнаруживает нелюбовь. Более того он находит, что нелюбовь эта переросла в нём в непреодолимое отвращение ко всякому человеческому существу и даже... к самому себе. Особенность коллизии в том, что, одновременно, он не может жить без этих самых людей и находится на пороге предельного отчаяния. Герою кажется, что он готов совершить радикальный поступок: покончить с собой. В этот трагический для него момент происходит некое метафизическое явление: нашему герою является девушка - очень близкое ему, любимое с самого его раннего детства, существо. И именно эта девушка какое-то количество лет назад совершила именно то, что сейчас намеревается сделать наш герой.
У героя прежде был крайне болезненный для него, навязчивый комплекс вины перед покойной,- в глубине души, как он себя не оправдывал, таилось понимание того, что он мог и должен был удержать её от этого ужасного поступка, но не сделал этого по своему малодушию и из-за своего эгоизма. И вот теперь уже она, умершая, пришла к нему спасти его, удержать от поступка отчаянья. В фильме
намеренно не прорисовывается ясно: в реальности ли происходит это удивительное, невозможное явление или оно является ожившим в смятённом сознании и в памяти героя отражением души уже ушедшего человека. Между сходными зеркально, находящимися в реальности фильма напротив друг друга, душами возникает пульсирующий на изломе нерва спор-диалог. Каждая из сторон обращается к памяти и приводит в качестве аргументов те или иные моменты прожитых ими жизней. И вот после вереницы этих образных доказательных перипетий, когда пришедшая на помощь герою девушка кажется уже явно терпит поражение, - она как бы ставит героя в ситуацию своеобразного пограничного эксперимента: он должен совершить некий выбор, совершить или не совершить некий поступок. И герой, вдруг неожиданно для себя совершает этот поступок, и потрясённый произошедшим, открывает для себя, что всё ещё способен сострадать другому человеку. В душе его возникает как бы свет в конце туннеля: он обретает надежду. Он проиграл поединок, но выбрал жизнь, выиграл эту надежду. Вопрос, который ставится в фильме: есть ли в самом глубинном зерне души каждого человека искра неэгоистической Любви или её нет? Автор в фильме даёт такой финал фильма, который позволяет зрителю надеяться на положительный ответ на этот вопрос.


11. "Русская тайна", док. - публицист. видеофильм, 132 мин., цвет, АОЗТ "Фонд развития малых и средних предприятий". Сценарий, режиссура, режиссура монтажа. 1996.
Фильм -лауреат 5-го Международного кинофестиваля "Золотой Витязь": картине присуждён приз им. А. Сидельникова "За лучшую режиссуру".
Фильм об одном из самых сложных периодов в истории России - последнем десятилетии последнего века 2-го тысячелетия от Р.Х. Это расссказ о людях, живущих в условиях распада тысячелетнего государства и пытающихся обрести себя в новом качестве. Подвиг и предательство, вера и безверие, радость и горе - всё сплетается в той реальности, в которой существуют герои фильма. Фильм, после драматических, порой трагических эпизодов, заканчивается финалом, преисполненном веры и надежды.

12. "Слушайте Россию", док. - публицист. видеофильм, 16 мин., цвет, стереозвук, ООО "АЛТЕКТ". Сценарий (совместно с А. Михайловым и В. Вишняковым), режиссура, режиссура монтажа, 1999.
Фильм о пршлом, настоящем и будущем России. В центре повествования события последнего десятилетия ХХ века.

Видеофрагмент фильма "Слушайте Россию" - film.avi (1м15сек, 3.2Mb,MPEG-4) .


13. "Абсолютный самолёт", док.-постан. видеофильм из трилогии “Одержимы мечтой” , 26 мин., цвет, АОЗТ "Открытая молодёжная студия". Сценарий, постановка, режиссура монтажа, 2002. (в качестве режиссёра и сценариста, а также режиссёра монтажа)
Фильм о создании в ОКБ Сухого сверхсамолёта завтрашнего дня, - российского истребителя пятого поколения, о людях его создающих; о мальчике, живущем мечтой об об авиации; о том, что настоящая мечта всегда деятельна. В роли матери мальчика – Алёна Бабенко.

Hosted by uCoz